Фольклорный ансамбль "Потешки"
При реализации программы педагог: - продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; - определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать; - соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы; - осуществляет развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности (пение, игра, пляски, хороводы); - сочетает совместную с ребенком деятельность и самостоятельную деятельность детей; - ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о фольклоре; - создает развивающую предметно-пространственную среду; - наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей; - сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития детей.
Программа занятий
СЕНТЯБРЬ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Что такое фольклор?» Познакомить детей с малыми формами фольклора, с прибаутками, с жанром считалка. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Разучить русскую народную круговую игру. Учить точно передавать хлопками и притопами простой ритмический рисунок. Считалка «Сорока», «Сидел петух» Игра «Пошла коза по лесу» 3-4 Детские потешки – дразнилки и насмешки» Продолжать знакомство с малыми формами фольклора: с потешкой и дразнилкой, на примере русской народной игры, а также дразнилки «Барашеньки» с элементами круговой игры. Разучивание русской потешки «Федул и Прошка» с игрой на инструментах. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Потешка «Федул и Прошка» Прибаутки: «Барашенькикрутороженьки», «Ворон», «Байкачи»; Игра: «Пошла коза по лесу» Считалка «На золотом крыльце сидели» 5-6 «Скороговорки говорим, да выговариваем» Познакомить с жанром скороговорка. Считалки: «На золотом крыльце сидели»; Скороговорка «Маргаритки» Игра: «Золотые ворота»; 7-8 «Небылицы в лицах» Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль. Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность. Небылицы: «Вы послушайте ребята»; «Рано утром, вечерком»; «Чепуха» ОКТЯБРЬ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Песня – душа народа» Рассказать о многообразии жанров русской народной песни . Познакомить с жанром шуточной песни. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, прослушивая вокальные произведения контрастного содержания. Воспитывать выдержку в круговых играх, а так же выразительно передавать игровые образы песни. Русская народная песня; «Как у наших, у ворот» 3-4 «Развесёлый хоровод» Рассказать о многообразии русских хороводов. Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, ХОРОВОД: «Вейся- вейся капустка моя» русская согласовывая движения с содержанием песни. Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом. Работать над улучшением качества кружения, притопов. народная песня. Песня «Как у наших, у ворот» 5-6 «Песни пели с колыбели» Познакомить с жанром колыбельной песни. Развивать у детей умение слушать и эмоционально переживать настроение колыбельных песен. В хороводе закреплять умение, согласовывать свои действия с пением. Реагировать сменой движений на смену характера музыки и самостоятельно менять направление движения. Колыбельные песни «Котенька – коток»; «А баиньки – баиньки» «Ай баю, баю, баю» 7-8 «Всякому делу своя пора». Формировать ритмический слух и музыкальную память. Учить, правильно извлекать звук в игре на ложках. Воспитывать внимательность, совершенствовать выразительность движений в передаче игровых образов. При исполнении хоровода самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. РНП «Во кузнице» НОЯБРЬ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Русская изба» Знакомить детей со старинным деревенским домом, жилищем наших предков с использованием иллюстраций. Познакомить с традицией русского народа – посиделками, вечёрками. Исполнение хороводов, частушек, круговых игр загадывание загадок, соревнование шуток, небылиц и скороговорок между парнями и девушками. 3-4 «Народные суеверия» Знакомить с русскими народными суевериями: домовым, водяным, лешим – духами лесов, рек, домов. Рассказать об уважительном и добром отношении к таким существам, поиграть в русские народные игры этой тематики. Побуждать, выразительно передавать игровой образ, импровизировать Игры: «Бабка –Ёжка»; «Водяной»; «Дед Домовой». танцевальные движения, упражнять в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально. 5-6 «Умельцы - мастера» Рассказать о народных промыслах в русских селениях, мужском труде и женских заботах. Воспитывать уважение к русским традициям. Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке. Развивать музыкальную память. Игра «Как у дяди Семиона» Частушки РНП «Я на горку шла» 7-8 Бабушка - Загадушка Занятие с загадыванием загадок о предметах старинного русского быта. Песня «Пошла млада Знакомить детей с названием бытовых предметов старины (корыто, лучина, коромысло, сундук) за водой» ДЕКАБРЬ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Русская Зима» Знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, ярмарочной суеты. Начать освоение основных танцевальных движений в новом хороводе, воспитывать культуру движения в танце. Создать условия для инсценировки песен, развивая желание двигаться и импровизировать. выразительной передачи образа. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста. «Заинька во садочке» 3-4 Зимние подвижные игры Продолжать прививать любовь к народному творчеству в исполнении хороводных игр. Развивать чувство «Веселая ткачиха» «Комар ритма. Закреплять умение воспринимать шутливый характер песни. Воспитывать выдержку в круговых играх, а также выразительно передавать игровые образы песни. шуточку шутил» 5-6 Зимние календарные праздники Рассказать детям о русских народных зимних праздниках обрядах и обычаях. Познакомить с древними традициями празднования Рождества. Разучить календарные песни. «Сею сею посеваю с новым годом поздравляю» 7-8 Пришла коляда – отворяй ворота» Знакомство с обрядовыми песнями и колядками к празднику Рождества. «Колида колида куды пошла» ЯНВАРЬ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Рождество» Попеть колядки. Работать над ритмом и развивать воображение в игре на музыкальных инструментах. Учить петь выразительно без напряжения, напевно. В танцах закреплять умение двигаться в разных темпах, совершенствовать дробный шаг, «ковырялочку». «Веселые тройки» «Калинка» «Бояры, а мы к вам пришли» 3-4 «Народные обычаи» Продолжать обогащать репертуар календарными песнями. Знакомить с обрядовыми играми, развивать мелкую моторику рук в игре на ложках. «Колечко» 5-6 «Народные обычаи: гадания и приметы» Рассказать о такой традиции как девичьи гадания. Продемонстрировать этот процесс в играх. «Колечко» «Гадание на валенках» 7-8 «Крещение» Познакомить с историей возникновения православного праздника. ФЕВРАЛЬ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Зимние подвижные игры» Продолжить знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, игрищ, устраиваемых на улице в зимнее время. «На горе – то мак» «В хороводе были мы» 3-4 «Весела была беседа» Познакомить с традицией русского народа – посиделками. Учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях. Формировать ритмический слух и музыкальную память. «Как у наших, у ворот» «Камаринская» 5-6 «Народные наигрыши» Познакомить детей с традиционными народными инструментами: балалайка, свистулька, рожок. Послушать наигрыши. 7-8 «Встреча Масленицы» Познакомить детей с Масленицей, праздником, который отмечают в конце зимы и празднуют целую неделю. Рассказать, как называются каждый день масленичной недели. Разучить частушки. «Как на масленой недели» «Гори гори ясно» МАРТ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Масленичные лакомства» Продолжить знакомить детей с традициями празднования масленицы. Продолжить работу над частушками, учить петь выразительно, без напряжения. Сопровождать пение частушек игрой на ложках. Частушки 3-4 «Масленичный переполох» Продолжать закреплять умение двигаться в хороводе синхронно с пением. Учить петь выразительно, точно передавать содержание и характер песни частушки. «Где же ты был мой черный баран» 5-6 «А мы масленицу провожали» Закрепить знания детей о традиции празднования масленицы. Формировать умение участвовать в Частушки «Ручеек» совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых. Участие в районном празднике «Масленицы» в Доме Культуры. 7-8 «Идет матушка весна» Разучивание весенних песенок, закличек. Воспитывать желание детей двигаться под музыку, осваивая новые движения пляски. Учить передавать содержание песни через инсценировку. «Жаворонушки прилетите к нам» «Дождик дождик пуще» АПРЕЛЬ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Чистый четверг» Познакомить детей с обрядом чистого четверга, с историей, обычаями. Разучивание вечерошней песни «Как на печке на припечке» Игра «Ворон» 3-4 «Пасха пришла - отворяй ворота» Познакомить детей с историей праздника - Пасха. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых. Развивать музыкальные навыки, воображение и творческую активность. Обобщить полученные знания при непосредственном участии в празднике. «Ой, заплятися плетень» «А пчелушка златая» «Суп варить» 5-6 «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» Познакомить детей с пословицами и поговорками. Разучивание пословиц и поговорок про весну Игра «Венок» Игра«Водяной» Хоровод «Земелюшка – чернозем» 7-8 «Встреча у околице» Закрепление пройденного материала МАЙ № Тема Программное содержание Репертуар 1-2 «Без частушек прожить можно да чего – то не живут» Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Частушки подобранные и выученные вместе с родителями 3-4 «Где песня льется, там легче живется» Повторение изученных песен 5-6 «Были б песни – будут и пляски» Разучивание хороводных игр и хороводов «Селезень утку ловил» 7-8 «Скучен день до вечера коли делать нечего» Повторение изученных игр «Яшка» «Салочки – выручалочки»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника